Чтобы достичь максимальной конверсии от взаимодействия клиентами, их принято условно делить на группы. Это помогает подстраивать стратегию под особенности каждой группы аудитории и усиливать эффект от коммуникации. Кирилл Мысяков, Product Champion Retail Rocket Group рассказывает какие есть методы сегментации, как сегментировать базу за пять шагов и каких частых ошибок стоит избегать.
Сегментация клиентов — это выделение из базы клиентов отдельных групп на основе общих критериев. Это могут быть интересы, пользовательские маршруты на сайте и так далее. Разделение аудитории на сегменты нужно, чтобы:
А вот как сегментация помогает экономить время и деньги. Клиент Retail Rocket Group, сеть магазинов товаров для дома Cozy Home, сегментировала лояльных клиентов среди 25,5 млн всей базы покупателей. Это 1750 человек, на основе которых магазин отобрал 25,5 млн похожих пользователей для look-alike кампании.
Решение Retail Rocket помогло бизнесу сэкономить:
Методы сегментаций бывают самые разные и зависят от целевой аудитории, направления бизнеса, PR-коммуникаций, товара, частоты покупки и других вводных бизнеса. Разберем основные подходы к сегментации, которые маркетологи используют чаще всего ↓
Сегментация по активности и лояльности. Клиентов делят на три группы:
Сегментация по поведению. Такую сегментацию проводят по поведенческим событиям на сайте или в приложении — как только клиент сделал какое-то действие, система тут же определяет его в нужный сегмент. Несколько примеров такой сегментации:
Сегментация по социальным и демографическим признакам. К таким сегментам относят:
Сегментация по каналу взаимодействия. В этом случае клиентов могут делить на такие сегменты:
Product Champion Retail Rocket Group
Сегментировать клиентскую базу можно за пять шагов ↓
Чтобы сегментировать базу клиентов, нужно собрать данные об истории покупок, поведении на сайте, каналах коммуникации и другой информации. Такие данные агрегируют с помощью CDP — платформы клиентских данных, которая собирает, хранит и обрабатывает самую разную информацию о клиентах.
Автосегментация CDP Retail Rocket Group, которая позволяет разделять клиентов по свежим данным и в указанные периоды — например, каждый день, неделю или месяц
Разобраться и понять, зачем нужно формировать сегмент. Здесь чем четче поставили цель сегментации, тем лучше получится выделить нужные данные. Например, цель может быть такой — собрать сегмент девушек, которые покупали зимние ботинки 38-го размера за последние две недели по акции «Счастливые часы».
Сопоставление поможет понять, получится ли собрать сегмент с текущим количеством данных. И не разобьется ли фантазия об объем данных, которые есть у маркетолога. Рассмотрим те же женские зимние ботинки 38-го размера ↓
Если каких-либо данных нет, маркетологу придется работать с более большим сегментом аудитории, либо продолжить собирать данные по клиентам
Если данных для конкретного сегмента достаточно, базу делят на нужные сегменты. Вот как выглядит сегментация базы клиентов с помощью CDP Retail Rocket Group, которая разделяет данные со скоростью 1 млн контактов в секунду ↓
Последний шаг — запустить оффер на нужный сегмент, получить высокую конверсию по сравнению со всей базой клиентов и заработать бизнесу прибыль.
Например, делить клиентов только на две группы — тех, кто что-то купил, и тех, кто не купил. Другими словами, на заснувших и лояльных. Когда такое происходит, заснувших заваливают рассылками, смс и пушами, а про покупателей забывают совсем. В итоге компания выстраивает неэффективную коммуникацию — метрики и прибыль на дне.
Как работать над ошибкой: использовать более глубокую сегментацию клиентов. Для этого анализировать поведение покупателей, частоту покупок и интерес к бренду. А уже после этого делить клиентов на сегменты. Например, такие:
Product Champion Retail Rocket Group
Например, вместо 10 или 20 сегментов выделять 100 узких сегментов. В теории кажется, что так лучше, но на практике маркетолог получает неуправляемые коммуникации:
Как работать над ошибкой: сосредоточиться на результате для бизнеса, а не на количестве сегментов. Например, создать не больше 10 сегментов и работать над ростом конверсий, чтобы увеличить продажи, прибыль и другие метрики.