Как проходит тимбилдинг в Retail Rocket и почему мы выбрали Team Canvas

Грамотный тимбилдинг позволяет синхронизировать цели команды, определить общие ценности и приятно провести время. В Retail Rocket уделяют много внимания командной работе и продуктивной обстановке в коллективе, стремясь использовать лучшие мировые практики. В начале года мы искали инструмент для сплочения команды разработчиков, который был бы и максимально полезным, и позволил бы пообщаться в нерабочей обстановке, лучше узнав друг друга. И мы его нашли.

Содержание статьи

Часть наших сотрудников находится в Москве, другая часть ― работает удаленно. Есть у нас и новенькие, которые присоединились к команде менее полугода назад. Общаемся мы в основном через Telegram, Skype и email. Для решения рабочих вопросов этого вполне хватает, но для создания эффективной и дружной команды нужна и офлайн-составляющая. Какой из форматов общения выбрать? Мы решили попробовать инструмент Team Canvas и ничуть об этом не пожалели.

Автор иллюстрации Кристина Ставина, менеджер проекта команды верстки Retail Rocket

Что это такое

Team Canvas ― инструмент, предназначенный для улучшения командной работы и прояснения мотивации каждого из участников. Он повышает прозрачность внутри команды и помогает всем быть на «одной волне». Использование этого фреймворка позволяет:

Есть две версии фреймворка Team Canvas: базовая

и основная (полная версия)

Мы решили использовать полную версию, но об этом чуть позже.

Как применяют Team Canvas

Перед тем, как начать тимбилдинг, следует рассказать участникам цель и особенности мероприятия. Важную часть составляют правила поведения: никто не должен перебивать, критиковать чужие высказывания, использовать смартфоны и отвлекаться. Говорить можно только по одному.

Затем переходим непосредственно к фреймворку. Ведущий называет каждый пункт и рассказывает, о чем он. На каждый пункт выделяется определенное количество времени. В полной версии фреймворка используются следующие пункты:

После мероприятия необходимо зафиксировать всю информацию в электронном и печатном виде. У всех членов команды обязательно должен быть доступ к Canvas’у. Возможно, участники захотят что-то дополнить или предложить идеи для закрытия слабых сторон или ожиданий, зафиксировать новые практики и правила.

Автор иллюстрации Кристина Ставина, менеджер проекта команды верстки Retail Rocket

Как мы провели Team Canvas в Retail Rocket

На сплочение команды разработчиков мы отвели целую рабочую пятницу. Удаленным сотрудникам организовали перелет и проживание, заодно познакомили их с московским офисом.

Офис стал местом проведения тимбилдинга. Мы заранее подготовили в нем большую доску с расчерченной формой Team Canvas, фломастеры, стикеры, комфортные места. Обычно подобные мероприятия занимают около двух часов, поэтому, чтобы не утомиться, важно вовремя сделать перерыв. В перерыве участников ждали пицца, закуски и напитки для подкрепления.

Team Canvas занял у нас примерно два с половиной часа, плюс 20-минутный перерыв. Использовали полную версию фреймворка, так как основной костяк команды ― это постоянно ищущие новое и стремящиеся к развитию люди, многие из которых работают в компании практически с ее основания. У нас не было сомнений, что команда справится со всеми этапами работы, и мы не ошиблись.

Сложнее всего далось формирование ценностей и назначения. Участники высказали много разных предложений и точек зрения. Выделить общие формулировки, которые бы устроили всех без исключения, оказалось непросто. Например, если мы понимаем, что хотим «выпускать лучший продукт», сразу возникают вопросы: лучший по каким критериям, лучший в какой области/отрасли, что мы вообще вкладываем в понятие «продукт» и т.д. Только после обсуждения всех аспектов удалось найти такую формулировку, с которой согласилась вся группа.

Интересные и полезные инсайты дало заполнение личных целей и раздела «Ожидания и потребности». Оказалось, что у всех разное восприятие окружения, степени комфорта офиса и скорости собственного развития. Было важно услышать и зафиксировать мнение каждого.

После Team Canvas в качестве неформальной части тимбилдинга мы устроили соревнование по заездам на картинге и пообщались на нерабочие темы. На этом решили не останавливаться и отправились в бар поиграть в «Мафию». В неформальной обстановке многие открылись с новой стороны, что еще больше укрепило командный дух.

Автор иллюстрации Кристина Ставина, менеджер проекта команды верстки Retail Rocket

Выводы

Team Canvas отлично справился с задачей. Нам удалось обсудить важные вещи, услышать точку зрения каждого, сформировать общее понимание целей, ценностей и назначения команды. Отзывы о встрече оказались исключительно положительными. Все отметили важность неформальных встреч, так как они способствуют улучшению коммуникации, делают нахождение в коллективе более комфортным и улучшают атмосферу в целом.

Теперь мы:

  1. Планируем проводить Team Canvas для других команд. До ухода на изоляцию успели провести только для разработчиков и аналитиков. С нетерпением ждем, когда вернемся в офис 🙂
  2. Сделать эти мероприятия регулярными. Пока договорились встречаться раз в полгода. Слишком часто проводить такие фреймворки не нужно, поскольку нужно время на рефлексию, но слишком затягивать не стоит, чтобы команда осталась мобильной и гибкой. Рынок и общество быстро меняются, в команде также происходят изменения: появляются новые цели, потребности, практики. 
  3. Работать с готовыми Team Canvas команд. Мы распечатали и повесили Team Canvas в офисе на видном месте: все, кто идут за чаем с печеньками, видят плакат формата А1. Также team-лиды анализируют личные цели, потребности/ожидания и включают эти желания в индивидуальные планы развития (ИПР) сотрудников. А точки роста обсуждаем на ретроспективах, внедряем правила, которые помогут закрыть возникшие на Team Canvas вопросы.