Кросс-канальность помогает сделать так, чтобы все каналы коммуникации с пользователем работали друг на друга, а не наоборот. Например, клиенту не придет push-уведомление о скидке на кроссовки, которые он неделю назад увидел в email-рассылке и купил. Мы уже рассказывали о тонкостях построения кросс-канальной коммуникации, но когда дело доходит до практики, часто возникает много вопросов. В этом материале мы решили разобрать самые популярные из них.
Кросс-канальность — это не просто про удобство. Она меняет сам подход к покупкам. Представь, ты выбираешь смартфон на сайте, добавляешь его в корзину, но решаешь посмотреть его вживую в магазине. Придя туда, консультант сразу видит, что ты уже выбрал, рассказывает о модели, помогает сравнить с другими вариантами и быстро оформляет заказ. Это не просто экономит время — ты ощущаешь, что всё происходит как тебе удобно.
В мире цифр это выражается конкретными результатами. По данным Google, 73% покупателей используют несколько каналов перед покупкой. А Salesforce утверждает, что 89% потребителей ждут, что компании будут предлагать удобное взаимодействие без потерь информации при переходе с онлайн на офлайн. Это не абстракция — такой подход реально влияет на решение купить или уйти.
Кросс-канальность нужна для того, чтобы все твои данные — от товаров в корзине до предпочтений — были доступны на любом этапе. Это значит, что если ты начал на сайте, а закончил в магазине, все твои шаги учтены.
Например, эту кампанию push-уведомлений отправили только тем пользователям, которые не открыли письмо. В результате Revenue Per Notification в push-канале оказалась выше на 52,33%, чем в email-канале. Также за счет досылки push-уведомлений выручка по инфоповоду в целом увеличилась почти на 7%.
В Retail Rocket для быстрой настройки кросс-канальных рассылок есть специальный модуль Campaign Management System. Он позволяет настроить автоматизированные кампании один раз, чтобы дальше они работали и генерировали заказы без вашего участия. Если же понадобится оповестить пользователей, например, о разовой акции, настройка и запуск массовой кампании займет всего пару минут.
Не упустить из поля зрения ни одного пользователя и при этом не быть слишком навязчивыми помогает система каскадных рассылок. Она позволяет не дублировать одинаковые сообщения в разных каналах.
Например, если пользователь получил email-рассылку с горячими предложениями и открыл ее, система не отправит ему ту же информацию в SMS и push-уведомлении. Если же рассылка прошла мимо клиента и он никак на нее не отреагировал, можно попробовать «достучаться» до него в других каналах.
Бывает так, что для отправки email-рассылок мы используем одну платформу, для sms-ок — вторую, а для push-уведомлений — третью. В этом случае синхронизировать их между собой бывает довольно сложно и трудоемко: нужно вручную эскпортировать и импортировать данные из каждого канала, объединять их и следить, чтобы ничего не дублировалось и не терялось — иначе пропадает весь смысл кросс-канальности.
В Retail Rocket эту проблему решили с помощью единого окна, из которого можно отправлять и email-рассылки, и пуши, и смс-ки. Данные о каждом клиенте мы собираем из разных каналов и объединяем в единый профиль — это упрощает процесс сегментации и помогает персонализировать предложения под каждого пользователя.
Одно и то же предложение не может быть интересно всем клиентам: у каждого свои критерии выбора товара, свои интересы, желания, возможности и потребности — поэтому грести их всех под одну гребенку не самая эффективная тактика. Сегментируя аудиторию, мы делаем предложения более персонализированными, повышаем шансы показать людям именно то, что им нужно, и таким образом увеличить ключевые метрики интернет-магазина.
Чтобы сегментация была комфортной и быстрой, важно иметь свободный доступ ко всем данным клиентов. Когда каналов коммуникации несколько, лучше использовать одно окно для отправки всех сообщений и общий сегментатор — тогда настройка каждого сегмента будет более корректной и займет меньше времени. В Retail Rocket вся необходимая информация уже содержится в едином профиле каждого пользователя — понадобится только указать условия, по которым нужно построить сегмент.
SMS — один из самых дорогих, но в то же время действенных каналов коммуникации. Мы предлагаем задействовать его только тогда, когда пользователи не реагируют на сообщения в других каналах. Таким образом эффективность коммуникаций будет та же, а их стоимость снизится, ведь сообщений будет уходить меньше. Получить еще больше отклика от канала поможет точечная сегментация, например, по интересу к определенной категории товаров.
Например, вот такую серию реактивационных SMS рассылок провел для своих пользователей интернет-магазин здорового питания Bombbar:
Первая кампания была направлена на всех пользователей, которые никак не взаимодействовали с email и web push-каналом последние 90 дней. Сегмент составил 12% пользователей от всей базы клиентов, имеющих телефонный номер.
Вторая кампания была отправлена тем, кто никак не взаимодействовал с email и web push-каналом последние 90 дней и не попал в первую кампанию. Сегмент составил 6% пользователей от всей базы клиентов, имеющих телефонный номер.
Третья кампания была направлена на «дрейфующих» клиентов, которые раньше заказывали, а потом перестали. Она также исключала тех пользователей, которые получили уведомление в первые две кампании. Сегмент составил 18% пользователей от всей базы клиентов, имеющих телефонный номер.
Благодаря такой точечной сегментации базы ROI этой серии реактивационных SMS-рассылок составил более 833%.