Что такое персонализация и как она помогает бизнесу

Персонализация — способ предложить клиенту товар, услугу или контент, который максимально заточен под его интересы и потребности. Андрей Москвин, Product Marketing Manager Retail Rocket Group рассказывает какие данные и технологии нужны для персонализации и разбирает конкретные примеры таких коммуникаций.

Содержание статьи

Что такое персонализация

Персонализация — это возможность подобрать товары, услуги, контент или рекламу, которые учитывают текущие интересы и запросы клиента. Несколько примеров персонализации.

Персонализация под интересы. Интернет-магазин рекомендует посмотреть товары, похожие на те, которые ранее покупал клиент.

Персонализация под профиль. Баннер на сайте подстраивается под профиль посетителя — показывает рекламу, которая соответствует полу, возрасту и другим характеристикам посетителя.

Персонализация под предпочтения. Сервис премиум-такси запоминает, какая атмосфера нравится клиенту — водитель включает академическую музыку на средней громкости, устанавливает температуру в 20° и не разговаривает без необходимости.

Зачем нужна персонализация

Персонализация помогает интернет-магазинам, маркетплейсам и стриминговым сервисам решать самые разные задачи.

Какие данные используются для персонализации

Для персонализации используются самые разные типы данных ↓

Социально-демографические данные

Данные соцдема помогают коммуницировать с клиентом уже тогда, когда бизнес еще ничего о нем не знает. Например, предложить товары, которые покупает похожая возрастная группа.

К такому типу данных относят:

Поведенческие данные

Поведенческие данные помогают проанализировать интересы клиента и порекомендовать продукт, который учтет прошлые запросы клиенты. К таким данным относят:

Spotify дает рекомендации исполнителей и трэков на основе прослушиваний — составляет миксы и подборки

Контактные данные

Контактные данные помогают напрямую общаться с клиентом — отправлять персональные предложения, напоминания и оперативно получать обратную связь. К контактным данным относят:

Данные по источникам

Группа данных, которые разделяют по источникам получения

Пример акций, которые помогают партнерам обмениваться Second-party data

Чем больше у бизнеса качественных и актуальных данных, тем лучше он сможет общаться с клиентами и выстраивать разные стратегии персонализации.

Как работает персонализация: технологии и инструменты

Учитывать текущие потребности и интересы пользователя можно с помощью этих инструментов ↓

Алгоритмы рекомендаций

Рекомендательные системы помогают предложить товар, услугу или контент, который соответствует интересам пользователя. Такие алгоритмы помогают бизнесу:

Рекомендации помогают бизнесу решить задачи пользователя — подскажут что почитать или посмотреть, что можно купить и куда сходить. Но такие алгоритмы не работают сами по себе — для их работы нужно собирать и хранить данные об аудитории, а также выбрать платформу. Например, мобильное приложение, интернет-магазин или даже кассу продуктового магазина.

Таргетированная реклама

Таргетинг показывает рекламу, которая соответствует интересам пользователя:

Аналитика данных и машинное обучение

Аналитика данных помогает обрабатывать большие данные, а машинное обучение анализирует эти данные и подстраивает продукты, акции и рекламу под конкретного клиента.

Оба инструмента работают в связке. Например, вместе помогают учитывать характеристики товаров, поведение пользователей, ситуацию у конкурентов, погодные условия и другие факторы, которые влияют на продажи.

Большие данные могут оказаться бесполезными, если бизнес работает без технологий машинного обучения — не умеет обрабатывать данные и использовать их. Но как только такой инструмент появляется, компания получает преимущество перед конкурентами — алгоритмы рекомендаций, персонализированную рекламу и точечные рассылки.

Системы управления данными клиентов

Такие системы помогают собирать, хранить и анализировать самые разные данные клиентов. Для увеличения персонализации бизнесу стоит использовать два типа систем:

CDP Retail Rocket Group позволяет создавать профили клиентов и сегментировать их по самым разным критериям

Примеры персонализации

Компании выстривают личную коммуникацию с клиентами, используя разные виды персонализации.

Товарные рекомендации. Рекомендательные системы могут предлагать физические и цифровые товары, а также услуги. Например, подобрать похожие и сопутствующие товары, порекомендовать музыку по настроению или фильм который можно посмотреть вместе с ребенком.

Рекомендательные системы помогают персонализировать выбор товаров — предложить товары на основе истории поиска, подобрать похожие

Персональные акции. Бизнес может прислать уведомление о персональном предложении или учесть прогресс в программе лояльности и дать скидку. Такой подход мотивирует клиента чаще взаимодействовать с брендом, а компанию — адаптировать предложение под поведение покупателя.

Персональный контент. Помогает предложить контент, адаптированный под интересы пользователя, историю просмотров и реакции.

Рекомендации YouTube на основе роликов, которые смотрел ребенок

Адаптация интерфейса. Помогает сделать разные элементы удобным для пользователя:

Персонализация поисковой выдачи. Поисковые сервисы адаптируют результаты и информационные блоки под локацию пользователя:

Программы лояльности. Помогают учитывать действия пользователей и на основе этого предложить:

Персонализированная реклама. К такой рекламе относят:

Производитель игрушек для животных покупает рекламное место в разделе товаров для кошек