Одна из ключевых особенностей fashion-ритейла заключается в необходимости адаптироваться к смене вкусов покупателей в зависимости от сезона и модных тенденций. Нет двух одинаковых людей, особенно, когда вопрос касается одежды. Это значит, что универсальной конфигурации товарных рекомендаций на сайте интернет-магазина просто не существует.
Идеальным решением будет показать каждому пользователю персонализированные под его личные интересы варианты страниц интернет-магазина. Покупатели испытывают максимально положительные эмоции от взаимодействия с брендом, когда видят на сайте именно те товары, за которыми они пришли. Персонализированные товарные рекомендации позволяют бренду значительно сэкономить время пользователя на поиск нужной модели и предложить дополнительные позиции, которые также могут его заинтересовать.
Рассказываем, как внедрение персональных рекомендаций на всех страницах сайта позволило интерент-магазину Zarina.ru увеличить выручку более, чем на 28%.
Zarina — российский бренд женской одежды и аксессуаров, основанный в 1993 году. Покупатели высоко оценили сочетание классического стиля и актуальных деталей, доступной цены и высокого качества продукции бренда, что позволило открыть в России свыше 200 офлайн магазинов Zarina. В 1999 году бренд запустил торговлю в онлайн-канале.
Если товарные рекомендации на главной странице магазина нужны для того, чтобы заинтересовать пользователя с первого взгляда, то рекомендации на странице категории служат указателем, который помогает показать самое лучшее и интересное из ассортимента отдела, учитывая real-time предпочтения пользователя и популярность товаров. Основная задача страницы категории — побудить пользователя перейти на следующий этап customer journey — в карточку товара.
Для того, чтобы определить, какая конфигурация блоков рекомендаций в категории наиболее эффективна для аудитории сайта Zarina.ru, Growth Hacker’ами Retail Rocket было протестировано несколько вариантов.
Исследование эффективности проводилось с использованием механики A/B-тестирования. Все посетители сайта Zarina.ru случайным образом делились на два сегмента:
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
По итогам теста наилучший результат на странице категории интернет-магазина Zarina.ru показала механика «Персональные рекомендации товаров из категории». Прирост конверсии составил 2,94%, что в сочетании с повышением суммы среднего чека на 4,72% обеспечивает прогнозируемый рост выручки на 7,79%.
Карточка товара — это не только отличный способ рассказать покупателю об особенностях и достоинствах товара, чтобы побудить его добавить выбранную позицию в корзину. Это также возможность дополнительно показать покупателю сопутствующие товары, что позволит увеличить сумму продажи в случае, если пользователь уже нашел то, что ему нужно. А также удержать посетителя в интернет-магазине с помощью альтернатив, если просматриваемый товар его не совсем устраивает.
В карточке товара на сайте Zarina.ru было протестировано несколько алгоритмов и вариаций расположения блоков товарных рекомендаций, чтобы определить, какой из них имеет большую конверсию и приносит большую выручку.
Исследование проводилось с применением механики A/B-тестирования в два этапа. Сначала все посетители сайта Zarina.ru случайным образом делились на три сегмента, каждый из которых видел свой вариант карточки товара:
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
Лучший результат показала механика «Похожие товары». Ее применение позволило увеличить конверсию на 4,08%, а средний чек на 1,11%, что в сумме обеспечивает прогнозируемый рост выручки на 5,24%.
В прошлом тесте мы выяснили, что блок с похожими товарами обеспечивает наибольший прирост выручки. Но мы решили не останавливаться на достигнутом и оценить его эффективность в сравнении с блоком с сопутствующими товарами, а также комбинацией похожих и сопутствующих товаров. Исследование проводилось с применением механики A/B-тестирования.
Все посетители сайта Zarina.ru случайным образом делились на три сегмента, каждый из которых видел свой вариант карточки товара:
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
Согласно результатам тестирования, наиболее эффективной оказалась комбинация двух блоков персональных рекомендаций: похожие товары (сверху) и сопутствующие товары (под блоком с похожими товарами).
Этот вариант расположения блоков рекомендаций позволил интернет-магазину Zarina.ru увеличить конверсию целевых посетителей на 16,18% со статистической значимостью 97,2%, что при незначительном снижении среднего чека на 1,29% приводит к прогнозируемому росту выручки на 14,69%.
Корзина — это завершающая стадия customer journey. Основная задача ритейлера на этом этапе — сделать процесс совершения покупки как можно более удобным для пользователя, для этого страница корзины должна быть максимально простой и функциональной.
Программа-максимум — предложить пользователю интересные ему дополнительные товары из категории просматриваемого товара и других категорий, сопутствующие товары и аксессуары. В результате покупатель сможет увидеть и приобрести актуальные товары для пополнения своего гардероба, а ритейлер — увеличить выручку.
Для того, чтобы понять, какой из блоков товарных рекомендаций наиболее эффективен на странице корзины, было проведено исследование различных алгоритмов рекомендаций с применением механики A/B-тестирования.
Все посетители сайта Zarina.ru случайным образом делились на три сегмента, каждый из которых видел свою версию корзины:
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
По итогам теста рекомендации сопутствующих товаров из категорий, отличных от категории просматриваемого товара, в корзине интернет-магазина Zarina.ru увеличивают конверсию целевых посетителей на 11,6% со статистической значимостью 98,1%, что в сочетании с ростом среднего чека на 3,91% приводит к прогнозируемому росту выручки на 16%.
После того, как был определен наиболее эффективный для страницы корзины блок товарных рекомендаций (им стал блок «Сопутствующие товары из категорий, отличных от категории просматриваемого товара»), мы решили оценить его в сравнении с другими механиками. Для этого было проведена серия A/B-тестов.
Все посетители сайта Zarina.ru случайным образом делились на три сегмента:
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
Согласно результатам тестирования, рекомендации аксессуаров в корзине интернет-магазина Zarina.ru увеличивают конверсию на 12,85% со статистической значимостью 95,4%. Несмотря на незначительное снижение суммы среднего чека на 2,16%, это приводит к прогнозируемому росту выручки на 10,41%.
Таким образом, выручка на разных страницах увеличилась на:
Персональные рекомендации помогают предложить пользователю товары, интересные и актуальные для него на момент посещения сайта. В конечном счете это улучшает качество коммуникации омниканального ритейлера с клиентом, позволяя предоставить ему тот уровень сервиса, который обеспечивается в офлайне. Платформа Retail Rocket позволяет воссоздать персонализированный покупательский опыт в онлайн-пространстве и познакомить пользователя с ассортиментом-магазина, выполняя роль чуткого консультанта. Это повышает конверсию и выручку интернет-магазина и положительно влияет на впечатление пользователя от взаимодействия с брендом.
Менеджер интернет-магазина Zarina