Работа крупных компаний с лояльностью выглядит так: либо бизнес планирует запустить новую бонусную систему, либо — перестроить старую. Почему ситуация повторяется? Мы решили в этом разобраться и узнали мнение специалистов с разных сторон: тех, кто запускает программы лояльности, и тех, кто помогает запускать. В конце — ответ на вопрос, что со всем этим делать.
Рассказывает Алексей Клоц, head of digital products в Cofix.
У нас супермаленькая команда — 5 человек, которая управляет маркетингом сразу в 4 странах. Так как бесконечно использовать человеческий ресурс невозможно, стараемся автоматизировать работу. Например, с помощью программы лояльности, которая позволяет нам взаимодействовать с аудиторией в автоматическом режиме.
Мы внедрили триггерные цепочки, автосегментацию, автоматические рассылки для поддержки коммуникации. И всё это существует в центре наших бизнес-процессов, а не отдельно.
Сейчас мы придерживаемся концепции «чем меньше бизнес даёт скидок, тем лучше программа лояльности». Для этого много работаем с «мастер-данными». У каждого товара, например, у чашки кофе, есть много признаков: холодное, безглютеновое, наличие специй и так далее.
На основе этих данных мы выстраиваем систему персональных рекомендаций. Реактивируем человека нужным ему товаром, а не скидкой до того, как он попадает в отток. Для этого мы используем свои алгоритмы, много работаем с категоризацией своего ассортимента.
В низком ценовом сегменте фастфуда большая текучка кадров, поэтому тяжело вручную отслеживать, чем официант Иван отличается от официанта Мити. Чтобы решить эту проблему, делаем Cofix Connect — приложение для работников кофеен.
В приложении будем типизировать сотрудников: планируем использовать алгоритмы для оценки блюд из online и перенести их на барист и официантов, которые работают в offline.
Когда программа лояльности интегрирована во все бизнес-процессы: сотрудники мотивированы лучше работать, а клиенты — чаще возвращаться за повторными покупками.
Рассказывает Дмитрий Никитин, e-commerce директор Hobby World
Вот есть бизнес — настольные игры. Есть много магазинов, которые эти настольные игры продают. Когда у кого-то появляется программа лояльности, конкуренты копируют её и делают плюс-минус тоже самое.
Есть скидка 10% для постоянных клиентов? Скоро она появится у конкурентов. Придумали градацию скидок? Конкуренты скопируют и этот подход. И в этот самый момент смысл программы теряется: покупатель не видит особой ценности, ведь у всех одинаковые условия.
Единственный способ привлечь людей — это сделать программу лояльности уникальной. Есть два варианта:
Если бизнес этого не даст, то вряд ли выживет в современных реалиях. Его выдавят либо крупные игроки, которые сегодня захватывают всё больую часть рынка у специализированных магазинов, либо маркетплейсы.
Рассказывает Антон Трухтанов, управляющий партнёр Direct Service
Это правда, что на рынке все подсматривают программы лояльности друг у друга. Но переносят только «фасад»: то, что видят на сайте и в приложении. Всё это лишь базовые механики, которые легко скопировать.
Сложность начинается на этапе работы с клиентами: нужна система для управления данными, стратегия работы с сегментами, общая концепция, понимание KPI и так далее.
Вся уникальность программы лояльности как раз скрывается за «фасадом». Потому что у каждого бизнеса свои клиенты, модель потребления, система вознаграждений, принципы сегментации, частота покупок, средний чек, ассортимент и так далее. Чтобы сделать конкретную программу лояльности уникальной, надо сконцентрироваться на работе с внутренними процессами.
Уникальность программы лояльности нужно выстраивать вокруг внутренних процессов: модели потребления, системы вознаграждений, принципов сегментации и так далее. Такой подход будет сложно скопировать конкурентам.
Рассказывает Павел Мысин, руководитель платформы управления лояльностью Retail Rocket Group
За 10 лет, что мы работаем с программами лояльности, запросы со стороны бизнеса и рынка сильно поменялись.
До появления первых программ лояльности были самые простые механики взаимодействия с клиентами. Например, скидочные карты, которые в лучшем случае были поделены на уровни.
Всех всё устраивало: бизнес раздавал карты, никак не отслеживал данные по клиентам, зато вроде бы появлялась лояльность со стороны аудитории.
Примерно 8 лет назад бизнес начал меняться: стали внедрять бонусные системы. Так появлялись первые программы лояльности. Типичный запрос в то время выглядел так:
Бизнес хочет внедрить бонусную систему, либо трансформировать свою текущую скидочную систему в бонусы. Потому что скидки приводят к потере маржинальности на каждой продаже.
Это был максимум требований от программ лояльности. Скидки трансформировались в бонусы — всё работало отлично.
Сейчас всё сильно поменялось: появилось много интересных кейсов, значительно вырос уровень компетенций на рынке. В тренде — комплексный подход.
Бизнес использует программы лояльности как инструмент, который помогает выстраивать контакт между бизнесом и аудиторией: вовлекает во взаимодействие с брендом и поддерживает коммуникацию.
В рамках такой задачи компании уже гораздо серьёзней подходят к созданию программы лояльности:
Всё это привело к тому, что бизнес стал чаще обращаться к различным экспертам на рынке, которые помогают создать этот концепт. Потому что часто есть запрос, но внутри компании недостаточно ресурсов, компетенций и общего понимания, как работать с этой задачей.
Рассказывает Антон Трухтанов, управляющий партнёр Direct Service
Эффективно использовать программу лояльности можно лишь в том случае, если сделать её стратегическим инструментом бизнеса. В реальности же большое количество компаний рассматривают эту механику в качестве необязательного дополнения. Поступают обычно так: выстраивают все бизнес-процессы и только потом вспоминают про программу лояльности. Быстренько её собирают и запускают.
Из-за этого работа с таким важным бизнес-инструментом выстраивается в отрыве от всех основных стратегических процессов. Яркий пример такого подхода — это когда программа лояльности для ecom и offline существует отдельно. Вот к чему это может привести:
Клиент приходит в магазин, в котором уже не был 3 месяца. На кассе не знают, что этот же клиент сделал последнюю покупку 2 дня назад на сайте. Поэтому его начинают включать в коммуникации по оттоку офлайна, которые в том числе предусматривают глубокие скидки на кассе, из-за чего бизнес теряет в маржинальности. Компания тратит деньги на коммуникации и предоставление привилегии, хотя по факту клиента не надо реактивировать.
Программа лояльности должна быть интегрирована во все бизнес-процессы. Если этого нет, то нет смысла внедрять механику и тратить ресурсы на поиск уникальности.
Рассказывает Вячеслав Яремкив, руководитель департамента CRM и программ лояльности в MIUZ Diamonds
У нас компания с высоким средним чеком и не такая технологичная, как наши конкуренты. Поэтому для нас программа лояльности — это в первую очередь сервис в offline.
У нас есть лояльные клиенты и понимание, как с ними взаимодействовать. Но работа с сайтом и с розницей у нас идёт по отдельности. Только сейчас мы пришли к мысли, как именно надо объединить все процессы.
Мы долго откладывали этот процесс из-за сложностей с выбором подрядчика. На этапе презентации разных команд все могут всё и точно знают, как надо. Когда начали работать более плотно, жёстко, покрепче обнимая партнёров, там поняли, что многие не выдерживают объятий и хрустят.
Только пройдя через боль и слёзы, мы пришли к понимаю, как нужно делать. Думаю, что в ближайшее время получится всё запустить. Мы понимаем, как работать с продавцами и с VIP-клиентами, которые пришли в магазин и не покупают, понимаем, как транслировать наши преимущества и, наконец, поняли, как объединить наши offline и online процессы.
Чтобы не превращать весь процесс внедрения программы лояльности в страдания, нужно сразу идти к подрядчику с большим практическим опытом.
Рассказывает Антон Трухтанов, управляющий партнёр Direct Service
Руководство и маркетинг часто не понимают друг друга. Топ-менеджмент мыслит на языке инвестиций и их окупаемости, им нужно понимать, во что они вкладывают условные 3 млн. А внутренний маркетинг сосредоточен на языке OR, CR и других метрик. Из-за этого коммуникация срывается: начальству всё равно на увеличение открытия писем в два раза, если это не позволило заработать больше денег.
У рядовых маркетологов часто не хватает компетенций для оценки эффективности текущей программы лояльности. Нет понимания, как считать прибыль и на какие параметры с точки зрения экономики обращать внимание. А без этих знаний невозможно ответить на главный вопрос руководства: «Зачем вообще нужно перезапускать программу лояльности»?
Из-за этого часто возникает ситуация, когда бизнес работает всего лишь с одним сегментом, но пытается поймать волну хайпа и ради этого убивает старую программу лояльности. Например, хочет внедрить геймификацию просто потому, что сейчас это популярная тема. Или превратить текущую программу в метафорический «космический корабль», который не понятно ещё как будет летать.
Чтобы получить от руководства бюджет и другие ресурсы, нужно внятно сформулировать своё предложение. На цифрах показать, как перезапуск программы лояльности позволит заработать больше денег.
Рассказывает Павел Мысин, руководитель платформы управления лояльностью Retail Rocket Group
Часто мы сталкиваемся с тем, что бизнес сильно разросся: у него много разных инструментов и для каждой задачи — своё решение. Когда при внедрении программы лояльности мы на всё это смотрим вместе с клиентом, то одновременно приходим к выводу, что придётся перестраивать всю IT-инфраструктуру. А это требует большого количества времени и денег, а главное — ответственности за результат. Даже понимая все бенефиты, которые на выходе получит бизнес, сложно решиться на такой путь.
Или другая ситуация. Мы видим, что у бизнеса программа лояльности не приносит денег. Приходим со своим классным решением и пониманием, как всё быстро и легко починить. И слышим в ответ примерно следующее: «Мы три года ставили эту программу лояльности, поэтому мы на неё даже дышать не хотим. Там костылей больше, чем в реанимации». То есть внутри команды все понимают, что надо менять, но никто ничего не хочет делать, потому что работает инстинкт самосохранения.
Все эти люди приходят через год или два и говорят о том, что да, мы ошиблись — давайте всё менять. Поэтому если видите проблему, приходите сразу. Так будет дешевле.
Перестраивать всю IT-инфраструктуру — сложно, но чем раньше запустить процесс, тем меньше потребуется ресурсов для перезапуска.