Юнит-экономика — способ узнать, зарабатывает ли бизнес на продаже продуктов и услуг. Анастасия Полякова, Head of product Retail Rocket Group рассказывает об основных показателях юнит-экономики и разбирает частые ошибки, которые влияют на точность расчетов.
Юнит — это единица продаж, на которой зарабатывает бизнес. Юнитом может быть как клиент, так и конечный продукт:
Юнит-экономика — это способ анализировать финансовый результат бизнеса через доходы и расходы на одного юнита. Рассчитывая юнит-экономику, компания может узнать, сколько зарабатывает или теряет с каждого продукта, заказа или пользователя.
В зависимости от вида бизнеса, за юнит берут самые разные единицы продаж ↓
А вот как может выглядеть расчет юнит-экономики сервиса по подписке в упрощенном виде ↓
Юнит-экономика нужна бизнесу, чтобы ↓
Узнать, зарабатывает ли бизнес. Юнит-экономика показывает, приносит ли каждый юнит доход, покрывает ли себестоимость либо расходы на привлечение.
Разобраться в проблемах. Юнит-экономика помогает найти слабые места, которые мешают бизнесу зарабатывать — чтобы разобраться, как на них повлиять. Например, перестроить маркетинг, поработать над качеством продукта или ценообразованием.
Принимать управленческие решения. Юнит-экономика позволяет детально взглянуть на эффективность работы бизнеса — не с высоты общей выручки или расходов, а на конкретных продуктах или услугах. Например, посмотреть как изменится прибыль с юнита есть изменить цены — поднять или опустить.
Project Marketing Manager Retail Rocket Group
Вот как юнит-экономику можно применять в продажах, маркетинге и даже в обычной жизни ↓
Для расчета юнит-экономики использует самые разные показатели, которые зависят от специфики бизнеса — например, для подписочной модели считают одни метрики, а для продаж или производства другие ↓
CAC — это стоимость привлечения клиента. Показатель помогает узнать, сколько тратит бизнес на получение одного платящего клиента, чтобы учесть эти данные при расчете юнит-экономики. Рассчитать CAC можно по формуле ↓
CAC = Расходы на маркетинг / Количество привлеченных клиентов
Рассчитаем CAC на примере. Если расходы на маркетинг в виде таргетинга, изготовление полиграфии и зарплаты маркетолога — 100 000 ₽, а количество привлеченных клиентов 10, то расчет будет выглядеть так:
CAC = 100 000 ₽ / 10 = 1000 ₽
↑ Каждый привлеченный клиент обошелся компании в 1000 ₽.
LTV — это доход за все время жизни клиента. Показатель помогает узнать, сколько выручки принесет клиент, пока пользуется продуктом или услугой — до тех пор, пока не уйдет к конкурентам или откажется от продления по другим причинам.
LTV = Средний чек * Количество повторных покупок
↑ Если бизнес показывает услуги по подписке, то вместо повторных покупок в формулу подставляют количество месяцев использования.
Рассчитаем LTV на примере. Если средний чек равен 5000 ₽, а количество повторных покупок 6, то расчет LTV будет выглядеть так ↓
LTV = 5000 ₽ * 6 = 30 000 ₽
↑ Каждый привлеченный клиент обошелся компании в 1000 ₽.
Project Marketing Manager Retail Rocket Group
ARPU — это средний доход компании на одного платящего пользователя. Показатель отражает, сколько выручки приносит клиент за период.
ARPU = Выручка / Количество клиентов
Рассчитаем ARPU на примере. Если выручка компании за год 10 млн ₽, а количество клиентов 5, то расчет ARPU будет выглядеть так ↓
ARPU = 10 млн ₽ / 5 = 2 млн ₽
↑ В среднем, каждый клиент приносит бизнесу 2 млн выручки.
CM — маржинальный доход. Показатель помогает узнать, сколько денег останется у бизнеса после вычета из выручки всех переменных затрат — тех, которые увеличиваются или уменьшаются вместе с производством. Например, расходы на сырье, упаковку, доставку продукции и так далее.
СМ = Выручка — Переменные расходы
Рассчитаем Contribution Margin на примере. Если выручка компании 100 000 ₽, а переменные расходы 60 000 ₽, то расчет CM ↓
CM = 100 000 — 60 000 ₽ = 40 000 ₽
↑ Маржинальный доход бизнеса — 40 000 ₽.
Рассчитать юнит-экономику в упрощенном варианте можно 3 способами ↓
Для этого нужно пройти 3 шага ↓
Шаг 1. Определить юнит. Разобраться, на чем зарабатывает бизнес:
Шаг 2. Рассчитать себестоимость и доходность юнита. Для этого:
Шаг 3. Сравнить себестоимость и доходность. Для этого вычесть из доходности себестоимость:
Примеры расчета юнит-экономики через себестоимость и доходность на юнита ↓
Рассчитать юнит-экономику можно через расчет CAC и LTV. Для этого бизнес считает CAC и LTV, а после сравнивает значения показателей между собой ↓
Пример расчета юнит-экономики через CAC и LTV ↓
Рассчитать юнит-экономику можно автоматически. Для этого подойдут эксель- или гугл-таблицы — можно собрать калькулятор самому, либо найти шаблон в интернете. Если возьмете готовый шаблон, обязательно проверьте, подходят ли формулы под ваш бизнес — это поможет избежать ошибок в результатах.
Мы же рекомендуем воспользоваться шаблоном юнит-экономики от автора курса Project Heroes Ильи Красинского — шаблон содержит примеры для ритейла, сервисов доставки еды, бизнес по модели подписки и других ↓
Применять юнит-экономику на практике бизнес может самыми разными способами ↓
Определить точку безубыточности. Рассчитав юнит-экономику, бизнес сможет узнать точку безубыточности — объем услуг или товара, который отобьет все расходы компании в ноль.
Например, если школа английского продает онлайн-курсы за 30 000 ₽ при постоянных месячных расходах на аренду и зарплаты в 3 млн ₽ и себестоимости клиента в 3000 ₽, то расчет точки безубыточности может выглядеть так ↓
↑ При ежемесячных постоянных расходах в 3 млн ₽, школе английского нужно привлекать по 111 клиентов каждый месяц, чтобы отбивать затраты в ноль — работать без убытка.
Масштабироваться. Бизнес может использовать юнит-экономику для расширения линейки продуктов, открытия новых филиалов и выхода на новые рынки — чтобы рассчитать, во сколько обойдется рост, какой объем клиентов и выручки нужно заработать, чтобы окупить вложения.
Например, если кофейня хочет открыть точку в новом районе и просчитать цены, которые помогут окупить инвестиции на открытие в 3 млн ₽, то расчет может выглядеть так ↓
Распределить ресурсы. Просчитать варианты для инвестиций внутри бизнеса и определить, какой поможет заработать больше всего прибыли — маркетинг, продажи или производство.
Например, если бизнес решил инвестировать 3 млн ₽ в один из двух отделов, то расчет юнит-экономики для маркетинга и продаж может выглядеть так ↓
Сравним данные с помощью таблицы ↓
↑ При инвестициях в 3 млн ₽, деньги выгодней вкладывать в отдел маркетинга — это поможет заработать 15 млн ₽, в то время как отдел продаж принесет лишь 10 млн ₽ прибыли.
Просчитывая юнит-экономику, бизнес совершает эти четыре ошибки ↓
Ошибка 1. Учитывать только новых клиентов, игнорировать повторные покупки. В этом случае бизнес считает количество новых привлеченных клиентов, но забывает про повторные заказы и текущих клиентов, которые платят. Чтобы не совершать такую ошибку, нужно считать доход, который клиент приносит за весь свой срок жизни — LTV.
Ошибка 2. Игнорировать часть затрат на привлечение клиента. А именно, зарплаты маркетологов и продажников, расходы на интеграцию продукта, аренду офиса, серверов и так далее. В итоге бизнес не учитывает множество расходов, которые помогают продвинуть клиента по воронке до покупке — компания получает заниженную цену привлечения юнита.
Ошибка 3. Завышать ожидания по LTV. Другими словами, не пересчитывать LTV и думать, что клиенты работают с бизнесом дольше, чем есть на самом деле. Такое происходит, когда бизнес не считает Churn Rate — показатель оттока. В итоге юнит-экономику рассчитывают неверно — бизнес рискует необоснованно раздуть бюджет на маркетинг.
Ошибка 4. Сравнивать доходы и расходы разных когорт. В этом случае метрики считают по разным периодам и группам клиентов. Например, берут расходы на привлечение клиентов из когорты марта, а доходы замеряют по когорте июля. Избежать ошибки легко — бизнесу нужно анализировать юниты одной когорты. Только так можно узнать, сколько на самом деле бизнес заработал на когорте.