Маркетинговый план — способ достигать целей бизнеса через активности отдела маркетинга. Анастасия Полякова, Lead of product marketing в Retail Rocket Group рассказывает какие есть виды и шаблоны маркетинговых планов, а также как собрать такой план за восемь шагов.
Маркетинговый план — инструмент, который помогает достигать цели бизнеса через планирование активностей отдела маркетинга. В плане описывают подробные шаги и инструменты, которые помогут прийти к поставленной цели. Используя маркетинговый план, бизнес сможет:
Маркетинговый план поможет согласовать активности с целями бизнеса и зафиксировать их — это сделает работу отдела маркетинга прозрачной, а расходы на маркетинг более эффективными.
Маркетинговые планы делят на четыре вида — по времени, направлениям, функциям и клиентам.
К таким маркетинговым планам относят долгосрочные, годовые и квартальные планы:
Такие маркетинговые планы выделяют по направлениям маркетинга, которым от бизнеса к бизнесу могут быть разными. Например, планы могут быть такие:
К функциональным планам относят планы разных направлений внутри отдела маркетинга:
В бизнесе, который работает с разными видами клиентов, маркетинговые планы могут делить на планы для работы с B2B и B2C-направлениями:
Среди шаблонов маркетингового плана часто выделяют SOSTAC, одностраничный шаблон Аллана Диба, шаблон Келли Одела и лестницу Ханта ↓
SOSTAC — сокращение от шести шагов, из которых состоит маркетинговый план:
SOSTAC — универсальная формула маркетингового плана, которой редко придерживаются. Например, в одной компании могут строго следовать плану, а в другой ограничиться первыми четырьмя шагами и остановиться на тактике.
Маркетинговый план, который отражает ключевые направления маркетинга без стратегических деталей. Такой шаблон напоминает саммари — выжимку основных идей, чтобы быстро разобраться в основных направлениях маркетингового отдела.
Маркетинговый план по шаблону Келли Одела предлагает описать четыре элемента, которые влияют на продажи бизнеса:
Маркетинговый план по модели Ханта делит пользователей на пять групп — так, как клиенты относятся к бизнесу. А еще помогает понять, как взаимодействовать с пользователем на каждом из шагов, который ведет к покупке.
Простой маркетинговый план может состоять из четырех основных разделов ↓
Вот как может выглядеть выдуманный пример плана по такой структуре ↓
Разработать маркетинговый план можно за восемь шагов ↓
Оценить, что уже делал отдел маркетинга:
Понять чего хочет достичь компания, как к этому можно прийти и на чем стоит сосредоточить усилия.
Определить, какие инструменты и проекты помогут достичь целей компании. Например, контекстная реклама, запуска товарных рекомендаций, и так далее.
Для этого описать:
Разбить проект или направление работ на конкретные шаги. Например, пул задач для направления подготовки SEO-статей может выглядеть так:
Определить, кто выполняет конкретные задачи, а кто будет отвечать за метрики и результат проекта. Вот как это может выглядеть:
Запланировать расходы для каждой задачи и направления так, чтобы окупить и вернуть инвестиции. Для этого рассчитать, какое количество денег нужно заложить для достижения конкретной цели. Например, если цель привлечь 100 новых клиентов, то указать сколько конкретно уйдет на оплату услуг специалистов, закуп рекламы и так далее.
Последний шаг — сравнить результаты плана с образом результата и критериями успеха, оценить окупаемость расходов. Например, проанализировать изменение выручки, количества клиентов и других метрик, над которыми работал бизнес.