Персонализация — способ предложить клиенту товар, услугу или контент, который максимально заточен под его интересы и потребности. Андрей Москвин, Product Marketing Manager Retail Rocket Group рассказывает какие данные и технологии нужны для персонализации и разбирает конкретные примеры таких коммуникаций.
Персонализация — это возможность подобрать товары, услуги, контент или рекламу, которые учитывают текущие интересы и запросы клиента. Несколько примеров персонализации.
Персонализация под интересы. Интернет-магазин рекомендует посмотреть товары, похожие на те, которые ранее покупал клиент.
Персонализация под профиль. Баннер на сайте подстраивается под профиль посетителя — показывает рекламу, которая соответствует полу, возрасту и другим характеристикам посетителя.
Персонализация под предпочтения. Сервис премиум-такси запоминает, какая атмосфера нравится клиенту — водитель включает академическую музыку на средней громкости, устанавливает температуру в 20° и не разговаривает без необходимости.
Персонализация помогает интернет-магазинам, маркетплейсам и стриминговым сервисам решать самые разные задачи.
Для персонализации используются самые разные типы данных ↓
Данные соцдема помогают коммуницировать с клиентом уже тогда, когда бизнес еще ничего о нем не знает. Например, предложить товары, которые покупает похожая возрастная группа.
К такому типу данных относят:
Поведенческие данные помогают проанализировать интересы клиента и порекомендовать продукт, который учтет прошлые запросы клиенты. К таким данным относят:
Контактные данные помогают напрямую общаться с клиентом — отправлять персональные предложения, напоминания и оперативно получать обратную связь. К контактным данным относят:
Группа данных, которые разделяют по источникам получения
Чем больше у бизнеса качественных и актуальных данных, тем лучше он сможет общаться с клиентами и выстраивать разные стратегии персонализации.
Учитывать текущие потребности и интересы пользователя можно с помощью этих инструментов ↓
Рекомендательные системы помогают предложить товар, услугу или контент, который соответствует интересам пользователя. Такие алгоритмы помогают бизнесу:
Рекомендации помогают бизнесу решить задачи пользователя — подскажут что почитать или посмотреть, что можно купить и куда сходить. Но такие алгоритмы не работают сами по себе — для их работы нужно собирать и хранить данные об аудитории, а также выбрать платформу. Например, мобильное приложение, интернет-магазин или даже кассу продуктового магазина.
Таргетинг показывает рекламу, которая соответствует интересам пользователя:
Аналитика данных помогает обрабатывать большие данные, а машинное обучение анализирует эти данные и подстраивает продукты, акции и рекламу под конкретного клиента.
Оба инструмента работают в связке. Например, вместе помогают учитывать характеристики товаров, поведение пользователей, ситуацию у конкурентов, погодные условия и другие факторы, которые влияют на продажи.
Большие данные могут оказаться бесполезными, если бизнес работает без технологий машинного обучения — не умеет обрабатывать данные и использовать их. Но как только такой инструмент появляется, компания получает преимущество перед конкурентами — алгоритмы рекомендаций, персонализированную рекламу и точечные рассылки.
Такие системы помогают собирать, хранить и анализировать самые разные данные клиентов. Для увеличения персонализации бизнесу стоит использовать два типа систем:
Компании выстривают личную коммуникацию с клиентами, используя разные виды персонализации.
Товарные рекомендации. Рекомендательные системы могут предлагать физические и цифровые товары, а также услуги. Например, подобрать похожие и сопутствующие товары, порекомендовать музыку по настроению или фильм который можно посмотреть вместе с ребенком.
Персональные акции. Бизнес может прислать уведомление о персональном предложении или учесть прогресс в программе лояльности и дать скидку. Такой подход мотивирует клиента чаще взаимодействовать с брендом, а компанию — адаптировать предложение под поведение покупателя.
Персональный контент. Помогает предложить контент, адаптированный под интересы пользователя, историю просмотров и реакции.
Адаптация интерфейса. Помогает сделать разные элементы удобным для пользователя:
Персонализация поисковой выдачи. Поисковые сервисы адаптируют результаты и информационные блоки под локацию пользователя:
Программы лояльности. Помогают учитывать действия пользователей и на основе этого предложить:
Персонализированная реклама. К такой рекламе относят: