Что такое маркетинговый план и как его составить

Маркетинговый план — способ достигать целей бизнеса через активности отдела маркетинга. Анастасия Полякова, Lead of product marketing в Retail Rocket Group рассказывает какие есть виды и шаблоны маркетинговых планов, а также как собрать такой план за восемь шагов.

Содержание статьи

Маркетинговый план: что это, зачем нужен бизнесу

Маркетинговый план — инструмент, который помогает достигать цели бизнеса через планирование активностей отдела маркетинга. В плане описывают подробные шаги и инструменты, которые помогут прийти к поставленной цели. Используя маркетинговый план, бизнес сможет:

Маркетинговый план поможет согласовать активности с целями бизнеса и зафиксировать их — это сделает работу отдела маркетинга прозрачной, а расходы на маркетинг более эффективными.

Виды маркетинговых планов

Маркетинговые планы делят на четыре вида — по времени, направлениям, функциям и клиентам.

По времени

К таким маркетинговым планам относят долгосрочные, годовые и квартальные планы:

По направлениям маркетинга

Такие маркетинговые планы выделяют по направлениям маркетинга, которым от бизнеса к бизнесу могут быть разными. Например, планы могут быть такие:

По функциям

К функциональным планам относят планы разных направлений внутри отдела маркетинга:

По клиентам бизнеса

В бизнесе, который работает с разными видами клиентов, маркетинговые планы могут делить на планы для работы с B2B и B2C-направлениями:

Шаблоны маркетингового плана, чем они различаются

Среди шаблонов маркетингового плана часто выделяют SOSTAC, одностраничный шаблон Аллана Диба, шаблон Келли Одела и лестницу Ханта ↓

SOSTAC

SOSTAC — сокращение от шести шагов, из которых состоит маркетинговый план:

Подготовили шаблон SOSTAC. Скопируйте файл, чтобы редактировать

SOSTAC — универсальная формула маркетингового плана, которой редко придерживаются. Например, в одной компании могут строго следовать плану, а в другой ограничиться первыми четырьмя шагами и остановиться на тактике.

Одностраничный шаблон Аллана Диба

Маркетинговый план, который отражает ключевые направления маркетинга без стратегических деталей. Такой шаблон напоминает саммари — выжимку основных идей, чтобы быстро разобраться в основных направлениях маркетингового отдела.

Одностраничный шаблон Аллана Диба

Шаблон Келли Одела — 4P + 4W

Маркетинговый план по шаблону Келли Одела предлагает описать четыре элемента, которые влияют на продажи бизнеса:

Шаблон Келли Оделла

Лестница Ханта

Маркетинговый план по модели Ханта делит пользователей на пять групп — так, как клиенты относятся к бизнесу. А еще помогает понять, как взаимодействовать с пользователем на каждом из шагов, который ведет к покупке.

Шаблон лестницы Бенха Ханта

Структура маркетингового плана

Простой маркетинговый план может состоять из четырех основных разделов ↓

Вот как может выглядеть выдуманный пример плана по такой структуре ↓

Раздел плана
Пример
Анализ текущей ситуации
Интернет-магазин работает уже 5 лет с ежегодной выручкой около 100 млн ₽ и долей рынка 0,1%. CAC — 16 000 ₽, средний чек — 10 000 ₽, LTV — 40 000 ₽, ROMI — 150%. При этом конкуренция высокая, а лиды дорогие.
Задачи и инструменты
Основная задача — увеличить выручку на 20% за следующий год. Для этого отдел маркетинга будет наращивать приток приток лидов — расширять воронку продаж через SEO, контент-маркетинг и другие инструменты.
Исполнители и зоны ответственности
SEO-специалист создает технические задания для статей, авторы пишут статьи по ТЗ, редактор блога встраиваем в статьи лид-магниты, а таргетолог настраивает рекламу и тестирует гипотезы.
Способы измерить результат
Средний чек — 12 000 ₽, ROMI — 200%.

Как разработать маркетинговый план: 8 шагов

Разработать маркетинговый план можно за восемь шагов ↓

Шаг 1. Проанализировать прошлый опыт

Оценить, что уже делал отдел маркетинга:

Шаг 2. Оценить цели бизнеса

Понять чего хочет достичь компания, как к этому можно прийти и на чем стоит сосредоточить усилия.

Шаг 3. Выбрать инструменты

Определить, какие инструменты и проекты помогут достичь целей компании. Например, контекстная реклама, запуска товарных рекомендаций, и так далее.

Шаг 4. Зафиксировать образ результата и критерии успеха

Для этого описать:

Шаг 5. Описать действия для достижения цели

Разбить проект или направление работ на конкретные шаги. Например, пул задач для направления подготовки SEO-статей может выглядеть так:

Шаг 6. Закрепить задачи за исполнителями, указать ответственных за ключевые показатели

Определить, кто выполняет конкретные задачи, а кто будет отвечать за метрики и результат проекта. Вот как это может выглядеть:

Шаг 7. Собрать бюджет

Запланировать расходы для каждой задачи и направления так, чтобы окупить и вернуть инвестиции. Для этого рассчитать, какое количество денег нужно заложить для достижения конкретной цели. Например, если цель привлечь 100 новых клиентов, то указать сколько конкретно уйдет на оплату услуг специалистов, закуп рекламы и так далее.

Шаг 8. Оценить результат

Последний шаг — сравнить результаты плана с образом результата и критериями успеха, оценить окупаемость расходов. Например, проанализировать изменение выручки, количества клиентов и других метрик, над которыми работал бизнес.